Поиск по сайту Помощь
Новости

12 03 2009

В №8 (57) журнала «Вестник технического регулирования» (Приложение №2, стр.94) было опубликовано уведомление от 01 августа 2008 г. о разработке Вашей организацией проекта технического регламента «О безопасности средств индивидуальной защиты». Аналогичная информация была и на сайте Вашей организации www.vcot.info, где был помещен текст проекта под наименованием «Федеральный закон «О безопасности средств индивидуальной защиты». Общий технический регламент».

На сайте www.vcot.info/news/ от 25.09.2008 г. Ваша организация предлагает «Уточненный проект технического регламента (первая редакция) «О безопасности средств индивидуальной защиты».

Мы считаем, что Ваша организация нарушила процедуру разработки технического регламента, а именно, статьи 9 п.4 Федерального закона (ФЗ) «О техническом регулировании»: «… Срок публичного обсуждения проекта технического регламента со дня опубликования уведомления о разработке проекта технического регламента до дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения не может быть менее, чем два месяца».

Просим Вас принять меры по соблюдению процедуры разработки и руководствоваться при этом положениями ФЗ «О техническом регулировании».

В связи с тем, что обсуждение представленных проектов технического регламента возможно более двух месяцев и уведомления о завершении публичного обсуждения представленных проектов еще пока нет, высылаем на Ваш электронный и юридический адрес наши замечания и предложения по этим проектам.

I. Замечания и предложения к проекту документа «Федеральный закон «О безопасности средств индивидуальной защиты». Общий технический регламент»

1. В настоящее время разрабатываются проекты ФЗ «Общие требования к продукции, обеспечивающие гражданскую оборону» и «Общие требования к продукции, обеспечивающие защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», регламентирующие требования к средствам индивидуальной защиты (СИЗ). В этой связи предлагаем ограничить сферу применения регламента (статья 3, п.3) следующим образом:

«… Настоящий регламент не распространяется на СИЗ, специально разработанные и изготовленные для применения:

– в военных целях и военного назначения;

– в авиации и космонавтике;

– в медицинских целях и микробиологии;

– личным составом подразделений охраны правопорядка;

– личным составом подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований;

– населением при опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, чрезвычайных ситуациях техногенного характера».

2. В проекте нет разграничений СИЗ по группам риска, как в европейской Директиве. И, как следствие, значительная часть обязательной сертификации, действующей в России и регламентированной в европейской Директиве, в проекте заменена на декларирование за счет собственных доказательств. Так, фильтрующие СИЗОД для защиты от аэрозолей с коэффициентом проникания более 11%, получается, будут подлежать только декларированию на основе собственных доказательств (стр. 50 проекта), в то время как сейчас эти СИЗОД подлежат обязательной сертификации на соответствие гармонизированному с европейским ГОСТ Р 12.4.191-99 по 1 классу эффективности защиты. Предлагаем разграничить СИЗ по группам риска и пересмотреть перечень СИЗ, подлежащих обязательной сертификации и декларированию, приведя его в соответствие гармонизированным стандартам.

3. В статьях 8-16 проекта приведены конкретные значения технических характеристик для разных типов СИЗ, не связанные со степенью риска причинения вреда потребителю. Кроме того, множество числовых нормируемых технических показателей в статьях 8-16 требований проекта, которые уже оговорены в соответствующих стандартах, невероятно усложнит процедуру внесения изменений в требования. Мы считаем, что в требованиях регламента не должно быть числовых нормируемых технических показателей типа массы, сопротивления и т.п. Эти показатели должны быть оговорены в стандартах. Тем более, что, например, числовые показатели сопротивления фильтрующих СИЗОД не соответствуют требованиям гармонизированного ГОСТ Р 12.4.193-99 «ССБТ. СИЗОД. Фильтры противогазовые и комбинированные. Общие технические условия» для фильтров Газ ЗР1, Газ ЗР2, Газ ЗР3 и европейского EN 14387, не говоря уже о сопротивлении фильтров после запыления. При этом известно, что фильтры Газ З(Р1-Р3) нужны российской промышленности. Зачем также оговаривать ограничение поля зрения фильтрующих СИЗОД не более, чем на 30%? Ведь это уже оговорено в ГОСТ Р 12.4.189-99 «ССБТ. СИЗОД. Маски. Общие технические условия» для масок. А как тогда быть со шлем-масками ШМП, ограничение поля зрения которых более 30%? Шлем-маски ШМП применяются значительным числом работников объектов промышленности, что зачастую определяется особенностями и состоянием этих объектов.

Предлагаем пересмотреть подход к составлению требований к СИЗ в разрабатываемом регламенте и исключить из текста числовые нормируемые показатели.

4. В статьях 2 и 16 проекта в требованиях к фильтрующим СИЗОД введены неопределяемые показатели. А именно, коэффициент защиты и время защитного действия. Первый явно относится к фильтрующим СИЗОД как к «изделиям в целом» (противогазы, респираторы), второй – непонятно к чему. Определение коэффициента защиты по газам и парам не гостировано. К тому же фильтрующие СИЗОД, как правило, защищают от группы веществ или групп веществ, поэтому прописать в документации коэффициент защиты как эксплуатационный показатель по каждому веществу будет явно невозможно. Проверке по показателю «Время защитного действия» гостировано подвергаются фильтры и фильтрующие полумаски. Причем это не эксплуатационный показатель, а качественный, т.к. не отражает многообразие реальных условий эксплуатации. Время защитного действия фильтрующего СИЗОД (противогаз, респиратор) в реальных условиях эксплуатации определить или предугадать невозможно. Что имеется ввиду в проекте, говоря об изделии как о фильтрующем СИЗОД и о времени защитного действия, непонятно. Только говоря о фильтрующих самоспасателях, можно регламентировать время применения. Предлагаем термины и определения по СИЗОД трактовать в регламенте согласно ГОСТ Р 12.4.233-2007 «ССБТ. СИЗОД. Термины и определения», гармонизированному с европейским EN 132, а именно:

«… Показатель, определяемый временем, необходимым для достижения нормированной проскоковой концентрации тест-вещества за противогазовым фильтром и фильтрующей полумаской в заданных условиях испытаний».

5. В статье 19 проекта СИЗ могут быть введены в обращение «… при соответствии требованиям Федерального закона или национальных стандартов». Таким образом, возможно попадание на рынок продукции, не соответствующей требованиям этого закона и опасной для потребителя. Поэтому предлагаем изменить данную редакцию на «… при соответствии требованиям Федерального закона».

6. В статье 30 проекта обязательное подтверждение соответствия СИЗ допускается контрольно-испытательными системами негосударственных организаций (объединений) разработчиков, изготовителей и потребителей СИЗ. Убеждены, что такое положение вещей будет способствовать подмене существующей системы обязательной сертификации на менее объективную оценку, т.к. указанные системы не могут быть независимыми от членов этих систем и не лоббировать чьих-то конкретных интересов. Ведь тогда по сути одни конкуренты будут проверять и допускать или не допускать других конкурентов.

7. Предлагаем ввести статью или пункт «Использование стандартов», регламентирующие перечень национальных стандартов, по которым возможно изготовление СИЗ, обеспечивающих достаточный уровень соответствия требованиям данного регламента.

II Замечания и предложения к проекту документа «Уточненный проект технического регламента (первая редакция) «О безопасности средств индивидуальной защиты»

1. В настоящее время разрабатываются проекты ФЗ «Общие требования к продукции, обеспечивающие гражданскую оборону» и «Общие требования к продукции, обеспечивающие защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», регламентирующие требования к средствам индивидуальной защиты (СИЗ). В этой связи предлагаем ограничить сферу применения регламента ( п.5 ) следующим образом:

«… Настоящий регламент не распространяется на СИЗ, специально разработанные и изготовленные для применения:

– в военных целях и военного назначения;

– в авиации и космонавтике;

– в медицинских целях и микробиологии;

– личным составом подразделений охраны правопорядка;

– личным составом подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований;

– населением при опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, чрезвычайных ситуациях техногенного характера».

2. В проекте нет разграничений СИЗ по группам риска, как в европейской Директиве. И, как следствие, значительная часть обязательной сертификации, действующей в России и регламентированной в европейской Директиве, в проекте заменена на декларирование за счет собственных доказательств. Так, фильтрующие СИЗОД для защиты от аэрозолей с коэффициентом проникания более 11%, получается, будут подлежать только декларированию на основе собственных доказательств (Приложение №1, п.2, строка 4), в то время как сейчас эти СИЗОД подлежат обязательной сертификации на соответствие гармонизированному с европейским ГОСТ Р 12.4.191-99 по 1 классу эффективности защиты. Предлагаем разграничить СИЗ по группам риска и пересмотреть перечень СИЗ, подлежащих обязательной сертификации и декларированию, приведя его в соответствие гармонизированным стандартам.

3. В пунктах 8-13 проекта приведены конкретные значения технических характеристик для разных типов СИЗ, не связанные со степенью риска причинения вреда потребителю. Кроме того, множество числовых нормируемых технических показателей в пунктах 8-13 требований проекта, которые уже оговорены в соответствующих стандартах, невероятно усложнит процедуру внесения изменений в требования. Мы считаем, что в требованиях регламента не должно быть числовых нормируемых технических показателей типа массы, сопротивления и т.п. Эти показатели должны быть оговорены в стандартах. Тем более, что, например, числовые показатели сопротивления фильтрующих СИЗОД не соответствуют требованиям гармонизированного ГОСТ Р 12.4.193-99 «ССБТ. СИЗОД. Фильтры противогазовые и комбинированные. Общие технические условия» для фильтров Газ ЗР1, Газ ЗР2, Газ ЗР3 и европейского EN 14387, не говоря уже о сопротивлении фильтров после запыления. При этом известно, что фильтры Газ З(Р1-Р3) нужны российской промышленности. Зачем также оговаривать ограничение поля зрения фильтрующих СИЗОД не более, чем на 30%? Ведь это уже оговорено в ГОСТ Р 12.4.189-99 «ССБТ. СИЗОД. Маски. Общие технические условия» для масок. А как тогда быть со шлем-масками ШМП, ограничение поля зрения которых более 30%? Шлем-маски ШМП применяются значительным числом работников объектов промышленности, что зачастую определяется особенностями и состоянием этих объектов.

Предлагаем пересмотреть подход к составлению требований к СИЗ в разрабатываемом регламенте и исключить из текста числовые нормируемые показатели.

4. В уже утвержденном ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» №123-ФЗ п.3 статьи 123 гласит: «Область применения, функциональное назначение и технические характеристики средств индивидуальной защиты и спасения граждан при пожаре (до принятия соответствующего регламента) определяются нормативными документами по пожарной безопасности». Так как пожар – это разновидность чрезвычайных ситуаций, то «соответствующий технический регламент» – это ФЗ «Общие требования к продукции, обеспечивающие защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Поэтому в разрабатываемом регламенте не должно быть никаких требований в п.9, пп. в) к фильтрующим самоспасателям, предназначенным для применения при пожаре или другой чрезвычайной ситуации техногенного характера.

Что касается промышленных фильтрующих самоспасателей, то на них пока нет национального стандарта. Тем удивительнее возник новение требований по максимальной массе самоспасателя 0,3 кг и термину «портативность», которого пока нет в ГОСТ Р 12.4.233-2007. По нашему мнению, требования взяты либо необоснованно, либо являются результатом лоббирования технических характеристик изделий одного из изготовителей.

Предлагаем пересмотреть подход к составлению требований к СИЗ в разрабатываемом регламенте и исключить из текста числовые нормируемые показатели.

5. В пунктах 6 и 9 проекта в требованиях к фильтрующим СИЗОД введены неопределяемые показатели. А именно, коэффициент защиты и время защитного действия. Первый явно относится к фильтрующим СИЗОД как к «изделиям в целом» (противогазы, респираторы), второй – непонятно к чему. Определение коэффициента защиты по газам и парам не гостировано. К тому же фильтрующие СИЗОД, как правило, защищают от группы веществ или групп веществ, поэтому прописать в документации коэффициент защиты как эксплуатационный показатель по каждому веществу будет явно невозможно. Проверке по показателю «Время защитного действия» гостировано подвергаются фильтры и фильтрующие полумаски. Причем это не эксплуатационный показатель, а качественный, т.к. не отражает многообразие реальных условий эксплуатации. Время защитного действия фильтрующего СИЗОД (противогаз, респиратор) в реальных условиях эксплуатации определить или предугадать невозможно. Что имеется ввиду в проекте, говоря об изделии как о фильтрующем СИЗОД и о времени защитного действия, непонятно. Только говоря о фильтрующих самоспасателях, можно регламентировать время применения. Предлагаем термины и определения по СИЗОД трактовать в регламенте согласно ГОСТ Р 12.4.233-2007 «ССБТ. СИЗОД. Термины и определения», гармонизированному с европейским EN 132, а именно:

«… Показатель, определяемый временем, необходимым для достижения нормированной проскоковой концентрации тест-вещества за противогазовым фильтром и фильтрующей полумаской в заданных условиях испытаний».

6. В пункте 15 проекта СИЗ могут быть введены в обращение «… при соответствии требованиям Федерального закона или национальных стандартов». Таким образом, возможно попадание на рынок продукции, не соответствующей требованиям этого закона и опасной для потребителя. Поэтому предлагаем изменить данную редакцию на «… при соответствии требованиям Федерального закона».

7. Предлагаем ввести статью или пункт «Использование стандартов», регламентирующие перечень национальных стандартов, по которым возможно изготовление СИЗ, обеспечивающих достаточный уровень соответствия требованиям данного регламента.

8. Предлагаем ввести раздел регламента «Содержание» или «Оглавление».

С уважением,

Генеральный директор

Б.А. Дубовик

Назад
Вверх


© ЗАО "СОРБЕНТ - Центр Внедрение", 2002
Тел/Факс: (342) 255-22-72, 258-62-03
E-mail: info@sorbents.ru
Дизайн студии Мангуст Мультимедиа®